#gametech

2022-11-23 – 2022-09-24

Механика "бассейна"

Проблема

В играх с открытой позицией игрок с большим опытом почти всегда выигрывает и партия “решается” с первых ходов. У менее опытного игрока практически нет возможности совершить сильный неожиданный ход, а сильный может развивать позицию без ошибок.

При разработке новой игры стоит учитывать, что собрать в неё двух игроков похожего уровня может быть слишком сложно, и расчитывать, что такие найдутся в случайной компании не стоит.

Нужно дать возможность более гибко регулировать силу игроков и добавить возможность тонкой настройки баланса сил. Это две разные задачи, но в решении они будут рассматриваться вместе.

Есть класс игр, где снятая у противника фишка переходит к взявшему игроку и может быть выставлена им на поле при каких-то условиях. При этом, сами фигуры различаются значением.

Под это подходят Сёги, Onishogi, некоторые модификации шахмат со второй доской, менее известные проекты. Повторный ввод снятых фигур на поле можно встроить в очень многие игры типа “доска и фишки разных номиналов”. При этом, вариант какую фишку вводить в игру, часто однозначный и очевидный: берётся самая сильная, т.к. цена ввода одинакова и все варианты видимы.

Решение

Складывать снятые фигуры в общий скрытый пулл (мешок, коробку), а вместо самой фигуры выдавать токены ресурса (однородные фишки без отличий). Подойдёт набор из 50-100 сантиметровых цветных фишек, монеты, пуговицы.

Когда наступает условие, по которому можно ввести фишку на поле, игрок сдаёт токен ресурса и берёт случайную фигуру из “бассейна”. Вполне возможно, слабому игроку снова достанется потерянная им сильная фигура. Или нет. Такой обмен разбавляет детерменированность партии, но не делает её совсем хаотичной.

Можно использовать пулл в открытом виде: ограничивать токены ресурсов и “покупать” фигуры за соответствующую цену. Например, можно выдавать токены по номиналу снятой фигуры, и выкупать за столько же или на один дороже: за снятие двух коней и слона выдать 3×3 токена и восстановить ферзя за 9, или ладью, коня и пешку за 5+3+1.

Требуемого баланса можно добиться меняя количество выданных токенов и цены. Например, за взятие фигуры можно выдавать два токена, а на восстановление тратить три. Или помещать пешек в пулл, но не выдавать за них токены - только за старшие фигуры.

Стартовыми токенами и правилами инфляции можно подобрать условие, на которых силы игроков сравняются. Например, очевидно более слабому игроку выдать дополнительные токены, или выдавать их больше за взятия.

Варианты встраивания

Если повторный ввод фигур не предусмотрен напрямую, но есть снятие и достаточно разреженное поле, можно подобрать условие, по которому можно выставить любую или только свою фигуру обратно. Скорее, таким способом за партию должна быть возможность выставления от 50 до 100% фигур, но не на второй круг.

При чётком делении на цвета, где выставить фигуру противника “за себя” затруднительно из-за отсутствия дополнительного различия, может быть умеренное сложное условие восстановления своих. В таком случае, будет формироваться два бассейна.

В обычных шахматах такое уже есть: король, дошедший до конца доски восстанавливает пешку на этой вертикали. Можно попробовать при проходе пешки дальше 6-й горизонтали (на предпоследнюю клетку от края), восстанавливать свою фигуру на этой вертикали. Например, пешка на самой левой вертикали восстанавливает ладью, на второй вертикали - коня… При использовании механики “бассейна”, будет восстанавливаться случайная фигура.

Ещё можно выставлять на поле не все фигуры и вводить их в игру в случайном порядке за одинаковую цену; или в открытую, каждую по своей цене.