#chess

2023-01-12 – 2023-01-29

Шахматы Сакривенж

Вариант шахмат. Обычный инвентарь, обычная основа правил.

Далее рассматривается одна механика и два способа её реализации. Можно использовать по отдельности и обе сразу в одной партии.

Жертва

Своя фигура вливается в другую вашу, как бы ходя на её клетку своим обычным рисунком хода. На месте остаётся оригинал второй фигуры, а первая снимается с доски. Теперь вторая фигура в этот же ход (т.е. один раз) проводит движение по своему обычному рисунку и сразу с этой клетки может воспроизвести рисунок хода пожертвованной первой. Короля тоже можно усилить жертвой.

Например, пешка вливается в стоящего спереди-слева Ферзя. Теперь Ферзь может пойти по прямой, и в конце хода ещё раз как пешка.

Image

Механика Жертвы даёт усиливать позиции в обмен на материал. Обычный шахматный гамбит используется для того же, только реже и медленнее.

Месть

При потере своей фигуры, на один следующий ход, другая ваша, “видевшая” это по прямой или диагонали, может пойти своим обычным рисунком, затем сразу рисунком потерянной.

Например, вы потеряли Ферзя на одной линии с пешкой. Теперь пешка может пойти за себя, и в конце хода как Ферзь.

Image

С механикой Мести размены фигур теперь не равноценны. Потерявший фигуру получает преимущество в следующем ходу. Забирая сильную фигуру в неудачном месте можно запросто проиграть следующим ходом.

Баланс и ограничения

Добавочный ход “как конь” пришлось немного ослабить: он воспроизводит рисунок хода коня, но не позволяет перепрыгивать фигуры, только обходить.

Причина: если взять квадрат 5×5 и поместить в его центр одновременно все фигуры, то их ходы покроют всю площадь квадрата. Клетки между диагоналями и прямыми покрывает только Конь. Значит, любая фигура + Конь могут бить любую клетку квадрата 5×5 и от этого хода нет защиты.

Шах от прямого хода по-прежнему действует, но не учитывает добавочные ходы. Добавочным ходом вполне возможен сразу мат.

Причина: практически невозможный просчёт “вторичного” шаха.

Если за ход потеряно две фигуры, то механика Мести распространяется только на последнюю.

Причина: сложный учёт, слишком большое преимущество мстителя.

Нельзя влить жертву и не ходить усиленной фигурой. Нельзя ходить другой, неусиленной фигурой.

Причина: жертва - не самостоятельный ход. Усиление фигуры + ход ей - это и есть один целый ход. Его нельзя разделять на разные фигуры или пропускать. Можно усилить фигуру, но не использовать добавочный ход.

Нельзя добавочным ходом принести ещё жертву и так по цепочке.

Причина: это был бы ход двумя разными фигурами за один.

В чём суть

Обе механики значительно ускоряют потери материала и развитие позиций. Сильно возрастает роль пешек и Коней. Пропущенная пешка с правильно влитой старшей фигурой может сразу попасть в конец доски и превратиться в Ферзя. Фигуры на последней линии, при поддержке дальнобойных фигур, быстро приводят к мату. Чаще игра заканчивается до сильного разрежения материала. Нет ситуации с бегающим 20 ходов по всей доске голым королём, которому никак не поставить мат.

Зачем? Обычные шахматы - медленная скучная игра, где побеждает тот, кто заучил больше комбинаций и дальше считает. Взятия редки и чаще всего через размены. По 40 ходов доска медленно зачищается от материала, а потом ещё 20 пара фигур пытается загнать Короля, который выводит партию на пат… Уже редко удаётся посидеть час, полчаса за одной партией, да не так уж и хочется. Механики ускоряющие расход материала интереснее ограничений времени хода, как в буллете и подобных версиях правил.

Легенда шахмат - моделирование сражений. Суть шахмат всё ещё сохраняется, только более современных. Фишки разлетаются чуть не каждый ход, часто не по одной. Успешное попадание может переломить всю битву, а количество материала не так решает. Комбинаторика становится непросчитываемой: каждым движением позиция меняется так сильно, что никто не предскажет тактическую ситуацию даже на тройку ходов. При этом стратегия, внимательность, и какой-то просчёт всё ещё важны.