#chess

2023-09-02 – 2023-12-13

Шахматы Фаланга

Используется обычный шахматный набор. Можно добавить ещё ряд пешек из второго. Теперь пешка может принимать две роли:

  1. Находясь на 1-3 линиях считается Фалангитом.
  2. Выйдя за них становится Пехотинцем - “обычной пешкой”.

Фалангит

На 1-3 линиях возможности пешки заменяются на такие:

Image

Тонкие моменты

Перехват не действует на Слонов и диагональные ходы Ферзей потому, что нет одновременного прохода через атакуемую клетку и подхода вплотную к тому же Фалангиту.

Если Фалангит сдвинулся так, что под его контролем оказалась фигура, то её движение вперёд приведёт к снятию, т.к. она уже находилась на атакуемой клетке. Если фигура заходит в контроль Фалангита одним ходом и пытается подойти ближе вторым, то тоже снимается, т.к. на одном ходу побывала одновременно на двух условных клетках.

При захвате пешечной фигуры перед Фалангитом спереди, получается, что атакующий прошёл через клетку контроля Фалангита, потом занял место прикрываемой пешки, но оказался вплотную к Фалангиту. Значит, сработал перехват и атакующий тоже снимается.

У заблокированного непешечной фигурой Фалангита нет атаки, значит нет перехвата.

Image

Расширение “Гибкая тактика”

Пехотинцу добавляется ход назад и вбок. Может стать обратно Фалангитом, если вернётся на третью линию.

Больше возможностей организации строя и реакций на изменение ситуации. Вероятно, увеличивает время игры.

Image

Объяснение мода

Фаланга - эксперимент с разными ходами для фигур в разном положении. Больше всего для этого подходит самая “никакая” - пешка.

Пешка в новой роли хорошо защищает пассивный резерв и даёт возможность гибкой игры небольшим числом фигур на одном фланге. Может смыкать и сдвигать строй. В то же время не может перехватывать другие пешки и “контрится” быстрым выдвижением пешек соперником.

Упрощённо, Фалангит - это копейщик. Бесполезный вблизи, но через его длинное копьё не проскочить “в лоб”. Зато может пройти пехотинец, прикрываясь щитом.

Смыкание строя и сохранённый двойной ход вперёд с места позволяют очень быстро менять позицию на поле, подбирать удобный стиль игры и использовать необходимые фигуры, оставляя другие “в домике”. Иммунитет пешек к фалангам даёт возможность этот домик развалить, если в нём засидятся.

Мощная пешка сглаживает разницу оставшегося материала, есть шанс выиграть с разницей несколько фигур. Замена возможностей пешек меняет и роль остальных фигур: Конь не может проскочить в нетронутый резерв; ограничены возможности дальней атаки Ладьи; прибавляет в силе Ферзь и Слон из-за способности пробивать строй издалека. Посыпавшийся строй может быстро привести к поражению. По сути, игра в “Фалангу” больше сводится не к ловле Короля, а разбитию или обходу строя.

Фалангит становится Пехотинцем через механику продвижения, подобно как Пешка превращается в старшую фигуру на последней линии. Захват не двигаясь с места - допустимый модификатор в шахматоподобных играх.

История

Это - вторая редакция правил. Раньше домашней линией была только вторая. Фалангит не мог двигаться назад и попасть на первую линию. Пехотинец мог вернуться в строй фаланги, если вышел только на одну клетку. Технически было не два, а три вида пешек: Фалангит, вставший во вторую линию превращается в Пешку+ с возможным ходом назад; Пешка+ на третьей линии превращается в обычную.

Можно попробовать поиграть в старую версию, но там прямые свойства Фалангита проявляются достаточно редко, хотя настоящее влияние оценить сложно из-за пассивного сдерживания тяжёлых фигур.