#article

2022-12-31 – 2023-02-26

Абпавит

Для стилизации своих поделок разработан абпавит (по первым буквам), которым можно записывать транскрипции разных языков.

Основа и принципы

Основан на латинском алфавите, где убраны отдельные гласные и буквы с похожими звуками. Оставлено 16 символов + отдельный символ для обозначения позиции отдельностоящей гласной.

Порядок букв строится на фонетическом принципе парных звуков. Расположение пар похоже на руский алфавит. Глифы внутри пар имеют похожий рисунок с противоположным направлением. Если немного неверно истолковать глиф, то получится второй глиф из пары и слово, с небольшим искажением, может остаться понятным.

Сами глифы состоят из минимума черт и направлений, достаточных для выражения всех уникальных форм. Буквы быстро пишутся и остаются различимыми при очень плохом почерке. Подходят для вырезания, как руны.

Принцип построения глифов: каждый ряд имеет одну базовую форму с ориентацией вверх-вниз, направо-налево. Запомнив положение символа на сетке можно “вычислить” его форму. Например, помня что R первая в четвёртом ряду, можно узнать что ей соответствует Т-образный символ в ориентации вверх , а его парный символ L, соответственно, обозначен Т-образным символов в ориентации вниз . У более частых символов глифы проще в начертании: труднозапоминаемые L-образные глифы отданы на очевидно более редкие жужжаще-шипящие звуки.

Гласные обозначаются диакритикой над буквами, после которых идёт гласный звук, что схоже с арабским. Если гласный первый в слове, для него выделена отдельная буква |, не имеющая своего звука и служащая только для размещения огласовки. Она же используется, если в слове идёт несколько гласных подряд.

Огласовки:

Состав

A
BPVF
HKDT
ZSJC
RLMN
А
БПВФ
ГКДТ
ЗСЖЧ
РЛМН
|⊙⊖⊗
∧∨><
⊓⊔⊐⊏
Ⴟ⨲⋊⋉
⊤⊥⊣⊢

Для возможности записи в машинном тексте подобраны похожие символы юникода, в основном из разделов математических символов. Огласовки могут записываться в одной линии с согласными (справа, а не сверху).

Некоторые буквы сгруппированы в одну, так сильно уменьшен размер алфавита, сохраняя допустимую точность записи. Примеры группировок:

При этом артикль The будет записан скорее как Ze Ⴟ⊖ [зэ, зи, цэ].

Image Image

Image Image

Образование букв

Image

Получается, буквы прогрессируют через раскрытие перекладины снова к прямой линии.

Сверху каждой базовой буквы есть видимая или предполагаемая нераскрытая перекладина. Первая буква в ряду всегда перекладиной вверх, вторая - вниз, третья - направо, четвёртая - налево.

Огласовки сформированы по принципу: первая - пустая (⊙), последняя - заполненная (⊗), промежуточные - средняя (⊖).

Запись слов

Записываться может и буквально и фонетически “как слышится”. Отсутствующие буквы при этом заменяются похожими или пропускаются, нечитаемые буквы пропускаются. Например, слово Earth ([ёо]рт) может быть записано как EART |⊖|⊙⊤⊏. Можно опускать | при строчной записи, итого получится ⊖⊙⊤⊏, что можно восстановить скорее как EART или IART. При произношении слово остаётся узнаваемым, особенно в контексте. Запись ⊖⊙⊤⊏⊓ (EARTH) тоже правильная. Допустимо использовать апостроф ' для разделения звучания (как Ь и Ъ).

Image

История

Большинство моих игр связаны одним сеттингом. Этот абпавит может использоваться для записи имён и названий сущностей из миров-карманов. В нём используются элементы нескольких современных и мёртвых языков, а сам он символизирует прото-язык, общего предка всех языков, даже нечеловеческих.

Это далеко не первая редакция. Были черновики основанные почти полностью на латинском алфавите с вырезанными буквами и заменеными глифами, сохраняющие частично узнаваемую сущность буквы. Долго рассматривался порядок поворота глифов по часовой: вверх-вправо-вниз-влево, но зеркальность по оси внутри фонетической пары даёт важное преимущество “неточного чтения” при плохом знакомстве с алфавитом, как бы встроенное смягчение потерь информации.

В первой версии рассматривалась огласовка с пустым кружком, звук зависел от положения в строке: А-сверху, ИЕ-посередине, О-снизу. Такой принцип сильно осложняет подбор глифов и заменен на графику внутри самого круга, при его фиксированном положении относительно букв.

Вместо Т-образных глифов до последнего рассматривался Z-образный. Хоть он и более логично подходит под чередование графики, оказался слишком сложный для определения “куда смотрит глиф” (предполагалось по ориентации первого угла по направлению письма). К тому же, для него не нашёлся глиф юникода “обратная Z”, а кресто-т-образные всё равно рассматривал как альтернативную графику какого-нибудь ряда.

Предпоследний порядок был частично похож на русский алфавит для лучшей запоминаемости, даже лучше, чем у последней редакции. Это отдано в обмен на другие преимущества и общую стройность рядов. Все промежуточные алфавиты я проверял на письме. Хоть такой порядок оказался очень быстр в освоении, это - во многом за счёт моего знакомства с русским языком, а создаваемый алфавит должен быть нейтральным к языку и чаще будет использоваться для записи английских слов.

Сначала на третьей строке были L-образные символы. Их положение многократно менялось. Для такого глифа невозможно одновременно выполнить направленность вниз и обратность от “вверх”, т.к. он не симметричен, но подходит под прогрессию первых трёх рядов. В текущей версии направленность относительно завершения письма. Через пару месяцев заменил L-глифы на “рыбки”, которые намного больше соответствовали логике построения букв, имели все нужные повороты и рисовались одной линией в пределах двух углов. Подобрать полноценные Unicode-аналоги для всех новых символов не удалось, пришлось взять грузинскую джани (Ⴟ) на символ Z.

Т-образные символы сначала были обращены в противоположные стороны и направление буквы определялось “лучом”. Сейчас направление определяется перекладиной.

Хотелось выделить У в отдельный символ, но звук недостаточно отличается от О, в современном английском даже “OO” читается как “У”. Отмена. Сохранены три огласовки.

В планах сделать стилизацию линий глифов и подготовить шрифт.